PR в шоу-бизнесе: если звезд продвигают, значит это кому-нибудь нужно

«Для того, чтобы стать известным, я продал душу дьяволу»
Джон Леннон

Как заявить о себе в шоу-бизнесе? Надо написать суперхит, скажете Вы. И будете абсолютно правы. Но создать композицию, которая вознесет начинающего артиста к вершинам музыкального олимпа, дано далеко не каждому. При этом денег и славы хочется всем. Вот и приходится деятелям шоу-бизнеса пускаться во все тяжкие для того, чтобы привлечь внимание публики.

Способов воздействовать на аудиторию существует масса. Они могут быть как весьма изощренными, так и простыми до безобразия.Вспомните волну слухов, которые сопровождали приезд Мадонны в Москву. Место проведения концерта менялось несколько раз, билеты то появлялись, то пропадали, а МТС и Билайн устроили открытую конфронтацию из-за прав на медиа-активности. В результате шумиха помогла собрать 50 тысяч зрителей и сделала приезд Мадонны PR-поводом года. К чести организаторов надо отметить, что в 2003 году на концерт Пола Маккартни на Красной площади пришли только 25 тысяч человек. Сколько точно было потрачено на организацию концерта, неизвестно. Но гонорар самой Мадонны составил 5 млн. долларов, а стоимость билетов превышала 300 долларов (тогда как по всему миру они стоили не больше 100 долларов).

Чтобы достучаться до сердец фанатов, бить нужно в печень артиста

Концерт Мадонны в данном случае раскручивали по одной из самых банальных схем. Именно такие схемы повсеместно практикуются в отечественном шоу-бизнесе. Строятся они зачастую не на создании информационных поводов, а на их выдумывании. Вместо того, чтобы составить для артиста некий план действий, изобретаются сказочные истории о том, что якобы имело место быть. Истории эти обычно строятся на таких сюжетах:

  • Артист заболел и концерт под угрозой срыва.
  • На артиста напали или ограбили и концерт опять-таки может быть отменен.
  • Артист разругался с организаторами или продюсером. Естественно, концерт под большим сомнением.

Ежедневные газеты пестрят новостями подобного рода, а менеджеры звезд не спешат придумывать что-то более оригинальное. К примеру, один мой знакомый, который не первый год занимается организацией концертов, под каждое новое мероприятие звонит мне и советуется: «Надо бы скандал…Может, давай скажем, что концерт отменили?» Все мои увещевания, что это банально и неинтересно, он воспринимает с большой неохотой. А как иначе? Тут и мозги напрягать не надо, и журналисты гарантировано об этом напишут.

Вот и получается, что вместо того, чтобы отправить артиста в детский дом к сиротам, в Африку к животным или даже в космос к космонавтам, пресс-службы продолжают переносить концерты и писать шаблонные истории о здоровье и ограблениях. Понятно, что все это рассчитано на сердобольность публики, но регулярные болезни, постоянные передряги и разборки с организаторами создают артистам не самую лучшую славу.

Можно, конечно, довести данную линию до абсурда, как это сделал резидент «Comedy Club» Павел Воля: в Интернете появился ролик, в котором артиста зверски избивают в туалете одного из московских клубов. Павел Воля, в свою очередь, никакого сопротивления не оказывал, а лишь вяло отмахивался. Видеоматериал растиражировали многочисленные СМИ, а все интернет-сообщество с жаром обсуждало инцидент. В результате выяснилось, что переживания поклонников напрасны, поскольку жестокие сцены драки — это очередной пиар «гламурного подонка». Ролик был снят в рамках промо-кампании сольного альбома Воли и в действительности заканчивался словами: «Бьют, значит, любят» и подписью «Павел Воля. Респект и уважуха. Во всех киосках страны».

Блоггер по имени Лилли

Сегодня в шоу-бизнесе уже достаточно примеров того, как можно использовать Интернет для раскрутки музыкантов. И это неудивительно, ведь целевая аудитория музыкальных брендов идеально подходит для интерактивных кампаний. Это молодые, активные люди. Они интересуются техническими новинками и ведут активный образ жизни. Такие люди почти не подвержены влиянию традиционной рекламы, зато они много времени уделяют развлечениям. При точном попадании в ЦА бюджеты на Интернет-раскрутку на порядок ниже сумм затрачиваемых для пиара артистов в традиционных медиа.

История успеха англичанки Лили Аллен напрямую связана с прорывом всевозможных социальных сетей, и в первую очередь MySpace. Лили просто завела блог (http://www.myspace.com/lilymusic) и выкладывала туда демо-записи своих песен по мере написания. Этим певица привлекла к себе на страничку тысячи пользователей, которые затем добавили Лили в друзья. Не последнюю роль сыграло и то, что певица оказалась скандалисткой: ее забавные, грустные, иногда хамские, но всегда искренние сообщения в блоге вызывают неизменный резонанс в Интернет-сообществе. Проще говоря, для папарацци она не менее интересна, чем для меломанов. На данный момент у Лили уже более 450 тыс. друзей.

Не так давно певица выпустила новый альбом, в поддержку которого запущена флеш-игра «Escape The Fear!». Главной героиней игры стала сама Лили Аллен, которая, преодолевая многочисленные препятствия, спасается от наводнения. И в этот раз старания Лили увенчались успехом:  простенькая игра, выложенная на официальном сайте поп-дивы, привлекла внимание уже более двух миллионов человек, а продажи ее второго альбомы растут не по дням, а по часам.

Дайте денег, коз ай эм со куль

Еще один хороший пример Интернет-продвижения – музыкальный коллектив Петра Налича. Этому артисту удалось то, чего до этого не удавалось, пожалуй, никому из российских музыкантов – он прославился безо всякой помощи радио и ТВ.

Все началось с того, что однажды, отдыхая на даче, Петр Налич решил снять забавное видео на одну из сочиненных им песен. В клипе Петр Налич на ломаном английском поет «Come to my buduar» и «Jump to my jaguar», сидя в старенькой копейке. Добавили простые спецэффекты, непрофессиональный монтаж — и готово! Сам Петр ни на что не надеялся, выкладывая смешной ролик на Youtube. Но случилось чудо: уже через пару месяцев песня «Gitar» вошла в двадцатку самих рейтинговых российских видео, а ее автор устроил свой первый концерт в московском клубе, который даже не смог вместить всех желающих послушать живьем создателя загадочной «Gitar».

Затем в Интернете появились еще несколько песен артиста — и количество просмотров снова пошло на тысячи. В результате именно Налич представлял открытие российской версии Youtube.

Кстати, свой дебютный альбом «Радость простых мелодий» музыкант распространяет методами, которые до него опробовали Radiohead и Nine Inch Nails. Он просто выложил альбом на сайтhttp://rpm.peternalitch.ru/ и дал поклонникам возможность скачать песни бесплатно или заплатить столько, сколько они посчитают нужным (внизу есть кнопочка «дать денег»).

PR-акция украинской участницы Евровидения-2009 прошла удачно. Теперь сомалийские пираты, захватившие судно «Ариана» с украинским экипажем, хотят не деньги, а Светлану Лободу

А сейчас пришло время выдать миру «всю правду о Евровидении 2009» (шутка)… ну если не всю правду, то хотя бы некоторые объективные факты и субъективные наблюдения с Интернет-фронтов конкурса. Мой интерес совсем не случаен, ведь на этих фронтах была и я: несмотря на статус наемника в течение двух месяцев я праведно воевала под украинским флагом.

Ну, прежде всего, московское Евровидение — это действительно ПИР ДУХА! Маркетинговых и PR-инструментов в рамках конкурса было использовано столько, что, пожалуй, хватило бы на еще одну оранжевую революцию. О количестве скандалов на душу артиста и говорить не приходится — Евровидение-2009 в этом плане побило все мыслимые и немыслимые рекорды.

Первый громкий скандал спровоцировала Грузия — страну должна была представлять группа «Stephane&3G» с песней «We don’t wanna Put In». Естественно, с легкой руки организаторов конкурса песню не допустили к участию в Евровидении, однако шумиха сделала рядовому грузинскому коллективу отличный пиар — «антипутинская» песня стала международным хитом, а «Stephane&3G» успешно гастролируют по городам Европы, распевая антироссийские куплеты.

Вообще, на Евровидении PR сквозит из всех щелей у каждого второго конкурсанта. Так, Францию в этом году представляла ни много ни мало Патрисия Каас, англичанке аккомпанировал знаменитый Эндрю Ллойд Веббер, на подтанцовке у немецкого представителя появилась королева бурлеска Дита Фон Тиз, а в пару к азербайджанской певице Айсель был выписан иранец  Араш.

Представлявшая Украину Светлана Лобода также старалась «засветиться» от души. Денег на подготовку к конкурсу наша представительница от государства не получила, поэтому «брать Европу» было решено нахрапом, эпатажем и партизанщиной.

Лобода провозгласила себя «антикризисной девушкой» и готовилась покорить Москву акробатическими трюками, барабанами и «адскими декорациями» (ее сценическая конструкция называлась «Hell machine»).

В результате вышло не совсем так, как планировалось: украинка просто потерялась за блеском декораций. Тем не менее, невысокие итоговые позиции не помешали Светлане занять первые места на предварительных конкурсных концертах в Лондоне и Амстердаме и стать одной из самых обсуждаемых артистов.

Откровенный, порой граничащий с вульгарностью, сценический имидж Лободы вызвал множество дискуссий в России и в Европе. Ее обсуждали на всех форумах, о высоких шансах украинки на победу писали на рейтинговых европейских сайтах, а по количеству просмотров на официальном канале Eurovision в Youtube видео «Anti-crisis girl» занимает пятое место.

Высоко оценивали украинскую конкурсантку и в рейтинге Google. Так, по статистике поисковых запросов из стран-участниц Евровидения Светлана Лобода занимала почетное 4-е место. Неожиданный итоговый балл стал результатом низких оценок жюри конкурса, которое в этом году на 50% определяло результат Евровидения.

Свою роль, бесспорно, сыграла брендированная одежда: к моменту второго полуфинала практически каждый третий журналист или участник делегации за кулисами Евровидения расхаживал в футболке с надписью «Anti–crisis boy», а также с сумками с надписями «Anti–crisis bag».

Примечательным в данном случае было использование нами для раскрутки певицы российско-грузинского конфликта. Альтернативное видео на песню «Мишка» под названием «Саакашвили Мишка – гадкий мальчишка» активно тиражировалось в Youtube и Livejournal.

«Добить» европейцев «наша Света» решила по рецепту Павла Воли. На официальном открытии Евровидения-2009 она появилась в шикарном вечернем платье и… со следами избиения. Лицо и тело певицы были покрыты многочисленными синяками, кровоподтеками и ссадинами. Позднее выяснилось, что увечья – это всего-навсего грим, призванный привлечь внимание к социальной акции Светланы Лободы против насилия в семье.

У Вас вся спина в буквах…

О сумасшедшим по задумке и эффективности Интернет-проекте американской группы «Nine Inch Nails» не писал только ленивый. Их концептуальный альбом «Year Zero» стал частью ARG (alternate reality game – игра в альтернативной реальности), которая описывала мрачное будущее 2022 года.

Идея игры принадлежала Тренту Резнору, фронтмену группы и ярому поклоннику новых медиа. В ней было все: скрытые надписи и зашифрованные послания, загадочные сайты и телефонные номера, электронные адреса, видео и аудио-ролики и многое другое.

10 февраля 2007 года, в первый вечер европейского концертного тура группы Nine Inch Nails на футболках, которые поступили в продажу в лиссабонском концертном зале XIX века, можно было увидеть нечто вроде ошибок печати: случайные буквы в расписании концертов на спине были чуть жирнее прочих. Cоставив жирные буквы вместе, можно получить надпись «i am trying to believe» («я стараюсь верить»). Кто-то запостил фото этой футболки на форум поклонников группы. Люди стали вбивать адрес «iamtryingtobelieve.com» в свои браузеры. Это привело их на сайт, ставший впоследствии первым этапом в череде загадок и головоломок одной из самых масштабных рекламных игр современности.


Апогеем кампании стал тайный концерт группы, на который фанаты попали, руководствуясь подсказками, которые приходили на их сотовые телефоны.

Такая стратегия продвижения альбома полностью оправдала себя. За 10 недель ARG Year Zero привлекло более 2,5 млн. пользователей. В ходе игры было задействовано 29 вебсайтов, 7,5 млн. веб-страничек, на форумах и блогах появилось более 7 млн. постов, а участниками игры было сделано 2 млн. телефонных звонков. Сам проект получил Гран При Cyber Lions за лучшую вирусную рекламу в кибер-пространстве на прошлогоднем фестивале рекламы Cannes Lions.

— Так. Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то дыра — это нора…
— Ага.
— А нора — это кролик…
— Ага!
— А кролик — это подходящая компания

Кстати, использования формата ARG для продвижения в музыкальном бизнесе заслуживает особого внимания. В целом для украинского рынка потенциальная эффективность ARG пока сомнительна. Это связано с большими затратами на организацию подобных кампаний и сравнительно низким уровнем проникновения Интернет в Украине. Но есть и исключения. В частности, это музыкальная сфера. И далее я объясню, почему.

Ни для кого не секрет, что шоу-бизнес – одна из наиболее популярных тем в СМИ, а развлекательные и музыкальные сайты – лидеры по посещаемости. Кроме того, только по отношению к музыкальным брендам можно развить нужный уровень эмоциональной связи у представителей ЦА. И кто, как не музыкальные фанаты, будет с трепетом собирать по кусочкам головоломку, связанную с любимым исполнителем? Фан-клубы музыкальных исполнителей легко преобразуются в комьюнити для разгадывания загадок в ходе игры, а концерты и форумы служат идеальным симбиозом каналов для передачи сообщений участникам игры. Таким образом мы изначально получаем коллективный разум, без которого невозможна игра.

Что же нужно для успеха игры?

Первым делом необходимо придумать идею игры — в чем ее суть, какая тематика объединяет все головоломки и что получат победители. Далее привлекаем активных участников ARG, которые обеспечат «вирусность» кампании, и создаем множественные «точки входа» или «кроличьи норы» как их называют на языке ARG. Именно они и позволят фанатам подключаться к игре на разных этапах и по разным каналам. В качестве «кроличьих нор» могут служить: Интернет, радио, пресса, концерты, вечеринки или даже чек из кафе.

В ходе игры нам нужно не только подключить как можно больше СМИ, спровоцировав появление публикаций об игре, но и создать эмоциональную связь с участниками. Главное — «поднять шум» среди представителей целевой аудитории, поразить их воображение, заставить их потерять контроль над реальностью.

И все-таки как бы хорош ни был пиар, на одном скандале далеко не уедешь. Поэтому помимо грамотной стратегии продвижения искренне желаю продюсерам и пиарщикам действительно талантливых звездных подопечных, а артистам — побольше достойных песен, которые и «продвигать» особо не придется.

Опубликовано в журнале «Маркетинг и реклама», №6, 2009.

Комментарии (5) , , , , , , ,

Ответов (5) на “PR в шоу-бизнесе: если звезд продвигают, значит это кому-нибудь нужно”

  1. Натали Мартинес 18 Март 2010 в 19:55 #

    «В результате шумиха помогла собрать 50 тысяч зрителей и сделала приезд Мадонны PR-поводом года.»

    Насчет количества зрителей ерунда. На концерте было много пустых мест. И перед самим выступлением билеты раздавали практически даром.

  2. Ило 20 Март 2010 в 22:31 #

    У меня была другая информация. К сожалению, на самом концерте не была, поэтому лично подтвердить это не могу.

  3. Lexa Pierce 5 Декабрь 2012 в 0:35 #

    Информацию неплохо бы проверить.

  4. Катерина 19 Июль 2015 в 18:59 #

    Зачем идут ЗВЕЗДЫ В ПОЛИТИКУ? Ответ прост — за деньгами, которые мы зарабатываем! Какой от них прок? Если с каждым годом в России стало жить хуже! Квартира однокомнатная стоит чуть ли не пол твоей жизни, продукты в основном Китай, а земли то в России не мало, а кому отдают предпочтение ее отдать в аренду или в безвозмездное владение? — Китаю. Китай выращивает помидоры на русской земле продают их русским по ценам, как будто они затратили на их перевозку из Китая. Далее — во Владивостоке построили ДВФУ на чьи деньги? — на деньги на рода, которые были выделены из бюджета РФ, куда стекаются миллиарды! А своему собственному народу на их же построенное дают образование за тариф, превышающий прожиточный минимум. Во как! Далее — звезды шоу бизнеса, кто это такие ? — элементарно — халявщики! Которые работать не хотят, а хотят так получать без усилий, а где побольше можно взять — только если будешь у кормушки, в которую поступают денежки бедного народа! Власть Российская ходит по человеческим костям!!! Им на народ наплевать. Народ тупеет, образование хорошего нет. Аренда квартиры стоит как зарплата! А на что жить??? Эту сучью породу под названием бесноватость и дурь нужно выбивать розгой, чтоб жопа этих КЛОУНАДО горела аж до самой их кончины! Не отмоются — за аборты, проституцию, деградацию русской нации, за нищиту в России, за испорченность девичью, за блядство русской нации, за жертвоприношениях детей, за распространение прочей мерзости в нашей Стране! Жиды у власти. Жид бичует Землю Русскую! А Вы РУССИЧИ ДОКОЛЕ БУДЕТЕ МОЛЧАТЬ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Trackbacks/Pingbacks

  1. Надо бы скандал! Способы продвижения звезд в шоу-бизнесе. — ☆ Star-PR - 16 Ноябрь 2016

    […] Полная версия статьи по ссылке: http://blog.orz.com.ua/pr-v-shou-biznese-esli-zvezd-prodvigayut-z/ […]

Оставить ответ

лапчатка белая холестерин
Listing all pages