ARG в литературе: вирусный маркетинг на службе писателей

маркетинг в книжном бизнесе

Маркетинг давно стал частью нашей жизни. Он проникает во все ее сферы, и мы даже не всегда понимаем, где заканчивается вымысел рекламщиков и начинается реальность.

Закономерным порождением современной эпохи стали ARG (Alternate reality games — игры, изменяющие реальность). ARG — это особая форма  вирусного маркетинга. В основе ARG интерактивное повествование с игровыми элементами, использующее в качестве платформы реальный мир.

Тут реально очень многое… почти все. Адреса, телефоны, вебсайты  — все это существует на самом деле. Реально и большинство фигурирующих в повествовании персонажей. При этом существование руководителей и модераторов ARG (puppetmasters — кукловодов, как их называют на профессиональном сленге) до конца вызывает большие сомнения. Стираются границы между реальностью и вымыслом, действие перестаёт быть игрой и становится жизнью.

Считается, что первая  ARG появилась с легкой руки Стивена Спилберга. Так, в 2001 году игра под названием «Зверь» стала основным элементом промо-кампании фильма «Искусственный интеллект».

Однако интерактивные повествования, которые лежат в основе ARG, зародились задолго до эпохи Интернета, кино и телевидения…

Играть любят все… даже классики

Прародителем ARG можно с полной уверенностью считать литературные произведения, использующие технику «роман в роман». Так, элементы того, что сегодня называют ARG, можно обнаружить в «Илиаде», «Энеиде», сказках «Тысяча и одной ночи», в «Дон Кихоте» Сервантеса и даже в «Гамлете» Шекспира.

Существует мнение, что произведением, которое может претендовать на роль первой литературной ARG, является роман «Рукопись, найденная в Сарагосе» польского писателя, археолога и мистика Яна Потоцкого. В состав романа вошло более сотни рассказов с замысловато переплетающимися сюжетными линиями. В этих рассказах скрыто множество ключей и аллюзий, многие из которых до сих пор остаются неразгаданными. Это позволяет рассматривать рукопись как руководство к игре.

Тайна Эдвина ДрудаЗагадками и ключами в стиле ARG кишит последний роман Чарльза Диккенса «Тайна Эдвина Друда». Роман так и остался незаконченным. Литературоведы и читатели и по сей день бьются над разгадкой тайны Эдвина Друда. Кстати, примечательна также история появления продолжения романа уже после смерти Диккенса. Оно было надиктовано… духом известного писателя печатнику Томасу Джеймсу. Что ж, возможно, желание Диккенса дописать роман было сильнее смерти, но, сдается мне, что это все же был оригинальный рекламный ход…

Связь с ARG прослеживается также и в одном из самых читаемых романов прошлого века – «Волхве» Джона Фаулза. Главный герой Николас Эрфе играет в искусно составленную, многоуровневую игру, с постоянно меняющимися персонажами и многочисленными уровнями ложной реальности. Центральный персонаж игры и вероятный кукловод Морис Кончис – сильный маг, но его точная роль остается неизвестной по ходу развития игры почти до самого конца повествования. Как и в любой ARG, Эрфе должен разгадывать головоломки для дальнейшего продвижения по игре. Границы игры не очерчены четко, и Эрфе предстоит затратить много сил на то, чтобы понять, что в окружающем его мире относится к игре, а что – к реальности.

Еще одну историю с использованием ARG предлагает Гилберт Килт Честертон в «Потрясающих приключениях майора Брауна» (1905 года выпуска, серия «Клуб удивительных профессий»). Выйдя в отставку, главный герой случайно натыкается на игру, разработанную специально для него, и обнаруживает, что вновь живет полной жизнью. «Случайные» встречи, таинственные послания и мистические места  — все это служит для имитации захватывающих приключений отставного майора. Заговор раскрывается только тогда, когда Браун разоблачает агента, который затем просит оплатить чек за игру.

«Распознавание образов» Уильяма Гибсона (2003 год выпуска) – наиболее значимое описание ARG Интернет-эры в художественной литературе. В «Распознавании образов» для создания ARG-мира используется цифровое видео, транслируемое через Интернет и обсуждаемое на форумах. Сюжет строится на так называемых «Фрагментах» — случайных кусках пленки, которые, по всей видимости, выкладывает в сеть один и тот же человек, но взаимосвязь между отдельными фрагментами неочевидна. Сообщество, разбросанное по сети, одержимо идеей исследовать видеофрагменты, экстраполировать, протестировать и вывести оценки, которые позволят, наконец, понять смысл фильма.

Рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» посвящен внесению фиктивного контента в документальную литературу (создание альтернативной реальности). Несколько академиков, аналогов кукловодов, составляют энциклопедию вымышленного мира и вставляют отдельные фрагменты из нее в обычный справочник. Затем выдуманный мир – Тлен, начинает жить своей собственной жизнью, уже независимо от создателей. Рассказ заставляет ужаснуться, как легко можно подменить реальность вымыслом. Нечто подобное испытали читатели историй Говарда Филлипса Лавкрафта, обнаружившие, что «Некрономикон», на который постоянно ссылается писатель – вымышленная книга, а «Культ Ведьм в Современной Европе» (издание 1921 года) настолько реален, что его можно купить в Интернете. Фанаты создали печатное издание «Некрономикона» и заявили, что книга Альхазреда существует на самом деле, еще больше запутав читателей, чем и воспользовались мошенники, выпуская свои варианты произведения.

Не будем забывать и о произведениях Льюиса Кэролла. Именно его «Алисе» ARG и обязаны термином «кроличья нора».

Никого мы продавать не будем, мы пойдем клад искать!

Маскарад

Вы спросите: при чем же здесь маркетинг? Все очень просто! Обилие загадок – залог того, что книгу будут обсуждать. А не это ли лежит в основе вирусного маркетинга? Переплетая вымышленные и реальные факты в литературной игре, писатель подстегивает интерес к произведению, а это, в свою очередь, способствует росту доходов от продаж книги.

Свидетельством тому невероятный успех книги английского писателя и иллюстратора Кита Уильямса «Маскарад».

Эта на первый взгляд простенькая иллюстрированная сказка о Луне, Солнце и зайце произвела фурор и разошлась безумным тиражом. А дело было вот в чем — разгадав все головоломки на страницах книги, можно было найти самый настоящий клад, который был зарыт где-то в Англии. Клад представлял собой украшенный драгоценными камнями золотой кулон в виде зайца весом 18 карат. По слухам, на его изготовление ушло почти все состояние небогатого тогда Уильямса.

Погоня за сокровищем продолжалась два года. Автор постоянно подстегивал интерес читателей, подбрасывая все новые ключи в своих интервью. В результате зайца нашел некто Кен Томас. Самое обидное то, что отыскать место, где был зарыт, клад Томас смог не из подсказок в книге, а благодаря личным связям с подругой писателя. Но факт остается фактом – именно благодаря ARG книга «Маскарад» имела успех и принесла ее автору известность.

Аналогичный прием использовал Борис Акунин в своем романе «Ф.М.». Читателям нужно было разгадать загадку, зашифрованную в четверостишии на страницах книги. В качестве приза писатель обещал перстень с бриллиантом в 4 карата, который по  легенде принадлежал самому Федору Михайловичу Достоевскому.image007

К слову, разгадать загадку писателя не смог никто, и перстень был продан с аукциона. Средства от его продажи Акунин отдал на благотворительность.

Позже Акунин  выпустил книгу в жанре «роман-компьютерная игра» под названием «Квест». Автор, любящий играть с читателем, взял на вооружение все возможности новых технологий. Особенность «Квеста» в том, что переход из главы в главу, а точнее, с уровня на уровень, сопровождается загадками, разгадать которые помогают главы-ключи.

Книга вышла в двух вариантах – бумажном и электронном. Эти две версии являются взаимодополняющими: в бумажной нет ряда дополнительной информации и саундтрека, а в электронной нет отдельной сюжетной линии, которая необходима для решения загадок. «Нулевой уровень» находится в открытом доступе на сайте проекта. Чтобы получить доступ к следующим уровням, нужно купить «входной билет». Что ж, очень неплохой способ заработать, ведь многие фаны писателя купили и бумажную версию, и оплатили доступ к сайту.

Секрет Дэна Брауна, или как сделать деньги из скандала

image009

Но, безусловно, самым известным романом, для раскрутки которого использовалась ARG, является «Код да Винчи». Книги и фильмы на религиозную тематику всегда вызывали неоднозначную реакцию публики и критиков. Но «Код да Винчи» по степени своей скандальности заткнул всех за пояс.

Автор книги, американский журналист Дэн Браун прекрасно уяснил главное правило создания бестселлера: чтобы получить успех и продать книгу большим тиражом нужен вовсе не авторский стиль и художественный талант, а скользкая тематика и побольше гневных рецензий от представителей церкви.

Ответы на загадки книги участникам игры нужно было публиковать на специальном сайте. Кроме того, в шифрах книги «Код Да Винчи» содержались намеки на сюжеты и загадки следующей книги Дэна Брауна — «Ключ Соломона». Попутно Дэн Браун заработал на выпуске фильма и компьютерной игры. Помимо ярой критики Ватикана, которая, вероятно, была инсценирована, в рамках промо-кампании книги использовался и уже описанный выше прием с поиском «сокровища».  В иллюстрациях ко второму изданию романа были спрятаны коды, расшифровав которые, можно было получить приз – поездку в Париж.

 * * *

Ежегодно в мире выходят десятки миллионов книг, но бестселлерами становятся лишь единицы из них. Зачастую это те произведения, авторы и издатели которых не поскупились на грамотную промо-кампанию. Ведь книга, как и любой товар, нуждается в маркетинге и рекламе. Безусловно, актуальными для продвижения литературных новинок были и остаются сэмплинг, презентации, выставки, PR в печатных СМИ и другие традиционные инструменты книжного маркетинга. Но, наряду с ними, все глубже в нашу жизнь проникают новые интерактивные технологии. Современному читателю мало интересного сюжета, он жаждет быть лично вовлеченным в интригу книги. Именно поэтому сегодня ARG и другие формы интерактивного взаимодействия в книжном маркетинге особенно актуальны. Успех ждет тех авторов и издателей, которые смогут обеспечить  читателям роль не просто наблюдателя, но непосредственного участника повествования,

0 комментариев , , , , ,

Еще нет комментариев.

Оставить ответ

лапчатка белая холестерин
Listing all pages